1. Исходное состояние: негативные эмоции убиты. Концепции бытовые убиты. Остальные концепции существенно ослаблены и многие могут быть хотя бы на время прекращены усилием осознания. Сексуальность проведена через полную реализацию фантазий, затем через проявленную, затем через непроявленную формы и затем полностью прекращена, в результате чего происходит прямое втекание трансмутируемой сексуальной энергии в сердце. Всякие возможные действия, направленные на сильные цели, исчерпаны, и сами эти сильные цели прекращены. Поиск свободы, или любви, или истины осознан как главное содержание жизни.
2. В силу этого внимание освобождается, и возвращается домой.
3. Внимание остается привязанным к слабым целям, но связь эта непрочна.
4. Сиюминутность стала такой: 1) Всплеск пробуждения: т.е. внимание полностью возвращается домой. 2) Сосредоточение на состоянии пробуждения. 3) Постепенно просветление затуманивается 4) Наступает состояние ясной серости 5) Наступает инстинктивный поиск объекта, куда внимание бы приклеилось 6) Какой-то объект находится и начинает ощущаться его важность 7) Путем усилия рассмотрения или прямого усилия возврата важность этого объекта рассеивается и внимание возвращается домой. 8) Возникает чувство переполнения какой-то энергией, распирание в груди 9) Снова возникает ясная серость 10) Ясная серость может в мгновение смениться переживанием поразительной глубины и свежести восприятия 11) Эти порывы свежести восприятия коротки и снова сменяются ясной серостью 12) В результате многократного повторения цикла, заканчивающегося усилием возврата, возникает чувство сильного распирания энергией изнутри. 13) Интенсивное распирание приводит к потребности "отдохнуть" 14) Под отдыхом понимается позволить вниманию привязаться куда-то, испытав важность, и рассеять в этом распирающую энергию. 15) Возникает упорство, направленное на преодоление желания "отдохнуть
Второй день
1. Резко уменьшилась горячка делания-хоть-чего-нибудь
2. Гул в ушах
3. В глубине таза "броуновское движение" - без каких-то проявлений в сексуальность
4. Сексуальность при желании проявляется моментально, и так же моментально поддается успокоению
5. Размышляю над тем, что есть польза в том, чтобы фиксировать свой взгляд на мир, свое положение. В процессе исследования себя, мое сознание движется различным образом - я могу испытать особый прилив ясности, а через минуту эта ясность будет замутнена, или я испытаю переживание невыразимой словами глубины, а через минуту это будет другая глубина - такая же невыразимая, так же бездонная, но в чем-то другая. Если позволить себе свободно плавать в глубине осознания, то также легко, как я вплываю туда, так же легко я и возвращаюсь обратно в тупое состояние. Поэтому есть смысл успокоить движение сознания, зафиксировать его на некой глубине и дать описание этому состоянию, исследовать его свойства. Такой процесс позволяет закрепить это состояние, сделать его повторяемым и более-менее легко достигаемым
6. Размышляю над тем, что волны имеют ту же природу, что и океан. Все явления, которые я вижу - это проявление самой сути жизни, и не являются "внешними" в этом смысле, стало быть только в начале совершения усилий есть смысл делить на внутреннее и внешнее, но когда установление в ясности совершено, тогда такое разделение лишь ограничивает мою возможность работы. Прекращение разделение и постижение единой природы внутреннего и внешнего приводит к тому, что я становлюсь способен проводить работу в каждый момент времени, в любых условиях.
7. Вчерашние "усилия возврата" очень похожи на те усилия, которые я прикладывал, когда уничтожал негативные эмоции. Суть этих усилий практически одинакова: приходится как бы отрывать от себя что-то, и при этом переживается чувство потери, но когда разрыв завершен, испытывается освобождение и рождается ясность того, что никакой потери нет, что просто нарушается автоматизм восприятия, и возникающему состоянию также, как и в случае убийства эмоций, только более непосредственно и интенсивно присуще переживание блаженства. Сегодня усилие возврата стало совсем легким - уже не приходится прикладывать такие мощные усилия - внутри ощущение спокойствия, и усилие возврата почти совершается почти естественным образом и почти без усилий. Словно на том берегу осознания я уже побывал и теперь "меня там ждут" - у меня уже накоплен за вчерашний день опыт того - где я оказываюсь после преодоления отождествления с важностью тех или иных дел или желаний. Знание об этом теперь является мне помощником.
8. На простом примере исследую желание к автоматической деятельности: исследую желание выучить иностранное слово. Совершаю многократный повтор: осознаю наличие иностранного слова в словаре - испытываю "жар желания" его выучить - совершаю усилие возврата - испытываю освобождение от желания. Затем все снова. И так много раз, пока процесс не начинает расслаиваться. Теперь я вижу, что между восприятием и возникновением "жара желания", или скажем просто - между восприятием и желанием есть мостик, и этот мостик - концепция. Теперь я начинаю видеть более ясно природу концепции.
9. Концепция - это устойчивый конгломерат мыслей, которые так быстро следуют друг за другом в привычной последовательности, что воспринимаются как единое целое, и более того - вся концепция может вообще не осознаваться невнимательным человеком: ему покажется, что между восприятием и желанием вообще нет никакого промежутка. Итак - восприятие - концепция - желание - усилие возврата - освобождение от желания - ясность - блаженство. Так теперь выглядит последовательность явлений.
10. Более подробно рассмотрим теперь концепцию. Возьму к примеру свой опыт с иностранными словами: в этом случае концепция имеет примерно такой состав мгновенно следующих друг за другом мыслей: "Это слово можно выучить" - "я буду таким образом его знать" - "я смогу им воспользоваться при каких-то обстоятельствах" - "тем самым я вызову к себе интерес, уважение" - "мне будет приятно чувствовать к себе интерес или уважение". Конечно, точный набор этих мыслей зависит от конкретной личности. У меня он именно таков, поскольку раньше я очень сильно был поглощен своей личностью, и много лет вообще был погребен под манией величия, так что привлечение внимания к себе - это то действие, которое я совершал тысячекратно и тысячекратно стремился к этому. Впрочем, не думаю, что другие люди существенно менее были или есть больны этой болезнью. Не непременно тут мания величия - вместо нее может быть страх одиночества или что угодно иное - каждый сам в себе обнаружил свой набор мгновенно сменяющих друг друга мыслей, составляющих концепцию. Концепция - это клей, который склеивает восприятие и желание. Далее я обращаю внимание, что концепция является как бы самозакругленной, т.е. внимание скользит по ней, не проникая внутрь, поэтому она и не видна, и часто кажется даже отсутствующей для неискушенного сознания. Теперь мне становится ясным и то - каким образом во мне появилось такое явление. Когда мы появляемся на свет, наша главная задача - "схватить" этот мир, чтобы выжить, чтобы научиться ориентироваться и жить. Мы не делаем различий в деталях - мы "схватываем" весь мир таким, каким у нас есть возможность его "схватить", и как это нам позволяет наша врожденная способность, и как это нам позволяет пример окружающих людей. К примеру - я скажу тебе: "подними руку". Ты поднимешь ее. Но как именно ты это сделал? Что именно ты сделал для того, чтобы рука поднялась? На этот вопрос ты не сможешь ответить: просто захотел и поднял. Это тоже следствие того, что ты "схватил" мир в этой части, и теперь тебе не надо рассуждать - какую мышцу напрячь а какую расслабить - ты просто научился переходить в "состояние поднимающейся руки". Теперь, если я неожиданно брошу в тебя книгой - ты поднимешь руку и заслонишься ей. Теперь все произошло уже даже без твоего желания: ты бы не успел защититься, если бы сначала у тебя возникло восприятие летящей книги, потом интерпретация этой ситуации, потом принятие решения, а потом управление мышцами. Чтобы выжить и научиться "вести" себя в этом мире - мы вынуждены были "схватить" мир таким, каким смогли его схватить. Точно такой же эффект имеет место и в нашем случае: в схваченном нами мире мы схватили также и это искусство переходить от восприятия к желанию. Таким образом было бы неправильно рассматривать это как препятствие в своей практике: не было бы никакой практики, если бы мы не схватили мир хоть в каком-нибудь виде - хоть в самом несовершенном. Поэтому есть смысл рассматривать возникающие препятствия как естественную смену хорошего на лучшее: мы схватили то, что было - а теперь, освоившись, мы имеем возможность выбирать тот образ жизни, который нам больше нравится. Такое отношение позволяет преодолеть концепцию враждебности, отчуждения по отношению к внешнему, и позволяет относиться к внешнему с благодарностью - как к тому, посредством чего мы вообще можем куда-то двигаться.
11. Указанная мною последовательность событий происходит везде, где за восприятием следует желание. Я сижу один - желание увидеть кого-то. Почему? Потому что вмешалась концепция. Она состоит уже из других мыслей: ты сам можешь их увидеть.
12. В связи с этим я смотрю назад в свою жизнь, и начинаю видеть естественные закономерности там, где раньше мне казался хаос. К примеру, я начинаю видеть несомненную пользу диспутов. Мы читали, что в спорах рождается истина. Потом мы читали, что нет - в спорах она умирает. Теперь я вижу, что в спорах происходит нечто, что безусловно способствует моему продвижению к истине, но увижу я это только многим после. Диспут, спор - это сравнение точек зрения на какой-то вопрос, который и мне и тебе кажется более или менее ясным, но при этом наши точки зрения не совпадают. Не имеет никакого значения - к каким выводам мы придем, кто кого переспорит, но если спор ведется по всем правилам диспута, то есть не с помощью психического и иного давления, а с помощью привлечения аргументов, то эти самые аргументы могут влиять на имеющиеся у нас привычные мысли, которые мы привыкли считать бесспорными, поскольку схватили мир именно с такими мыслями, или эти мысли выросли естественным образом из схваченного нами мира. Аргументы, влияя на очевидные для меня мысли, таким образом вторгаются в самый центр какой-то одной или многих концепций, и таким образом концепции испытывают разрушающее влияние.
13. У меня возникает аналогия, которую удобно рассмотреть с энергетической точки зрения: т.е. эта аналогия описывает энергетический срез процесса совершения усилия возврата внимания. Представим себе две ямки, расположенные рядом. Представим себе шарик, лежащий в одной из них. Положение шарика внизу ямки - это какое-то устойчивое, привычное состояние: например - восприятия. Следующая ямка - концепция. Следующая - желание. Шарик перемещается из ямки в ямку очень быстро - он переходит из ямки в ямку не обычным способом - переваливаясь через край, а как бы напрямую. Если бы он переваливался через края - это и было бы тем, о чем я говорил: сначала у тебя возникло восприятие летящей книги, потом интерпретация этой ситуации, потом принятие решения, а потом управление мышцами. Это очень долго и мы так не делаем. Мы делаем то, что может считаться чудом: шарик непосредственно перемещается из ямки в ямку, не поднимаясь наверх. Тем, кто знаком с принципом неопределенности в квантовой механике, эта аналогия покажется очень интересной. Там тоже условный шарик может оказаться сразу в другой условной энергетической ямке, минуя переходные периоды. Это зависит от некой величины, называемой постоянной Планка, и энергии. Я не знаю - есть ли тут тоже какая-то константа, но то, что такой переход зависит от количества энергии - это безусловно. Мы знаем, что один человек учится, скажем, ездить на велосипеде, быстро, а другой долго не может научиться держать равновесие. Мы можем сказать, что это зависит от его способности, но сама эта способность как раз и выводится из скорости его обучения, и тут наверное главное - это стремление, это энергия стремления научиться. Теперь, когда я хочу разорвать эту мгновенность - я словно вкатываю шарик наверх и заставляю его остановиться между ямками. И в этом положении я могу выбрать - куда ему упасть. Позволить ли ему свалиться в ямку проявление концепции, а затем в ямку желания, или я покачу его обратно? Эта остановка шарика наверху, рассмотрение внутреннего предпочтения дальнейшего развития событий, и возврат шарика назад и есть подробное описание того, что я называл "усилием по возврату внимания домой".
14. Вспомнил, что вчера испытывал "броуновское движение" в губах, языке, верхнем небе, которое переходило в распирающее давление изнутри черепа в лоб.
15. Итак - усилие возврата - это усилие по разрыву концептуального клея. Культивирование анти-концепций помогает сделать это усилие более естественным.
16. Есть прямая аналогия с процессом, который я назвал "циклическим восприятием эмоций" - здесь я точно также многократно хожу туда-сюда, наблюдая все аспекты процесса: вижу слово - всплеск концепций - желание выучить - мотивация к деятельности - усилие возврата - спад жара желания - свобода выбора: либо учить, либо не учить - сосредотачиваюсь на ощущении потока и поток сам влечет меня туда или сюда. То же провожу и с другими процессами.
17. Передо мной возникает образ "тела концепций" - он воображается неким трехмерным объектом сложной формы, который висит в пространстве и подставляется нужной стороной в нужный процесс. Разные концепции в самом деле связаны друг с другом - они существуют по единому принципу, они являются конгломератом "склеенных" мыслей. Если я сумею повлиять на сам механизм склеивания мыслей - таким образом я сумею повлиять на весь мир моих концепций.
18. Теперь - овладев искусством совершения усилия возврата, я могу останавливать любой процесс. И я тренируюсь делать это. Но усталость так или иначе накапливается. Сосредоточившись на этой усталости, я увидел ее природу. О ней в следующем абзаце, а сейчас я хочу остановиться на следующем: После того, как я совершаю в течении некоторого времени усилия возврата, и применяю его ко всем подряд явлениям в себе, я обнаруживаю, что когда возврат происходит, то я испытываю переживание ясности, и переживание блаженства. Эти два состояния кажутся нераздельными, т.е. когда проявляется одно - немедленно проявляется и другое. Состояние ясности - удивительно тем, что дает знание изнутри о том, на чем сосредотачиваешься. Или не дает. Но иногда дает - и это удивительно. Состояние блаженства удивительно тем, что изливает свет любви. В случае с усталостью как раз проявляется свойство ясности: я начинаю знать природу усталости изнутри. То есть можно сказать, что в меру степени проявления во мне переживания ясности, я имею универсальный инструмент познания. Это не познание вообще, во всяком случае я не имею намерения обсуждать его абсолютную ценность. Могу сказать только то, что важно для меня: это знание попадает в самую точку в том, что касается моих затруднений или поисков, то есть если я следую ему, я начинаю продвигаться глубже, таким образом я определяю это знание, как практически истинное для себя именно в вышеприведенном смысле: следование ему позволяет мне решить проблему, найти новый слой глубины, усилить переживание ясности и блаженства.
19. Теперь об усталости, возникающей после многократного применения усилий возврата. Сосредоточившись на этом, я получил знание изнутри о том, что это связано с тем, что само мое желание совершать усилия возврата являются желанием, и стало быть, в свою очередь, является неестественным и должно быть преодолено усилием возврата. Это понимание мне не показалось еще достаточно ясным с практической точки зрения, я снова сосредоточился и получил дополнительное знание изнутри: теперь я могу описать это таким образом: То, что я научился делать усилие возврата, еще не значит, что я теперь сяду сиднем и не буду больше ничего делать и вообще проявлять никакой жизнедеятельности. Именно накапливающаяся усталость и показывает мне то, что в этом подходе есть несовершенство. Не дело моего интеллекта определять: совершать мне усилие возврата или не совершать, и позволить себе что-то сделать. Это дело моей природы, и именно ей я должен отдаться. Если я никогда не возвращаю свое внимание, то я всегда ухожу вслед за уводящими меня в сторону механическими последовательностями желаний и концепций, и таким образом вываливаюсь из внутреннего потока полноты. Если наоборот - я совершаю усилие возврата постоянно - я иным образом, но тоже выпадаю из потока, поскольку вместо механической привычки начинаю руководствоваться механическим принципом.